Blog navigation
Последние публикации

Шведские корни «черной винтовки» AR

История появления AR винтовки

Как известно всем, знаменитую американскую М16 (AR-15) придумал Юджин Стонер. Не все, но некоторые особо дотошные знатоки уточнят, что на самом деле он придумал «старшую сестру» AR-15 – автоматическую AR-10 под мощный винтовочный боеприпас .308win. Переделкой же занимались два молодых инженера «Armalit-а» Лерой Джеймс «Джим» Салливан и Роберт Фремонт. И как вспоминал первый из них много лет спустя «Как ни странно, Стонер никогда не думал о калибре 5,56. Его называют отцом 5.56, но ему это не понравилось». Заметим, что в дальнейшем Салливан сам сделался вполне известным конструктором – в частности, именно за ним числиться Ruger Mini-14 и сингапурский ручной пулемет Ultimax 100.

Юджин Стонер создатель AR

Юджин Стонер

Шведские корни

Если копнуть еще глубже, со стороны конструктива, выяснится, что и придуманная Стонером изначальная AR-10 тоже не появилась в чистом поле сама по себе. Например, поворотный затвор куда раньше использовал в своем образце Мелвин Джонсон, также сотрудничавший с «Armalite». Ну а систему «прямого действия» (DI – Direct Impingement) американцы «позаимствовали» у Automatgevär modell/42. Правда, шведам в этом случае тоже как-то не с руки было жаловаться на плагиат. Как скромно написано на одном шведском сайте: «В конструкции заимствованы некоторые идеи у токаревской СВТ-38».

Джеральд Густафсон и AR-15

Однако есть и еще одна часть истории. То, без чего AR-15 вряд ли бы прославилась на весь мир. То, без чего в лучшем случае она осталась бы «ну еще одной оригинальной системой», как это произошло с более ранними проектами «Armalite» - вы же не думаете, что цифра «пятнадцать» идет сразу же после нуля? Это что-то – патрон .223Rem или 5,56х45 мм НАТО, в рождении которого сыграл немалую роль Джеральд Густафсон.

Он родился на юге Техаса в 1915 году, в семье бедных иммигрантов из Швеции. Выживали они за счет охоты и рыбной ловли, лишь иногда подрабатывая на сборе хлопка. В возрасте трех лет малыш чуть не умер во время эпидемии «испанки», но ему повезло. Повезло ему и дальше – он так хорошо проявил себя в школе, что смог продолжить образование в Университете Техаса в Остине. Там он познакомился с профессором Дорром Макфарландом и тот помог многообещающему студенту найти подработку, чтобы оплачивать дальнейшую учебу.

После окончания УТ потомок викингов устроился в компанию Wolf's Head Oil, в Пенсильвании, где участвовал в совершенствовании ручки автоматического отключения подачи топлива. Фактически каждый раз, когда вы заливаете в бак машины топливо «до щелчка» - это уже повод вспомнить одного шведско-американского инженера.

1940-ыe

Однако карьеру автомобильного гения прервала Вторая Мировая война. В 1940 году Густафсону предложили должность на Абердинском испытательном полигоне, в Small Arms branch of the Ordnance Corps, TECOM. Там он проводил тестирование всего что стреляет, от пистолетов до глушителей калибра .45ACP и пулеметов с ленточным питанием. Также молодой офицер отвечал почти за все аспекты испытаний M14 в Абердине. Как писал уже в 2007 году его сын: «Отец не был поклонником M14. Он считал, что глупо потратить огромную сумму денег только на то, чтобы добавить к M1 Garand съемный коробчатый магазин и возможность Full-auto. Кроме того, из проведенных испытаний он лучше других знал о проблемах управляемостью опытных образцов в полностью автоматическом режиме. На самом деле он предпочитал T48 FAL .270 в качестве в качестве основной боевой винтовки, но его задача заключалась не в выборе, а только в проверке. Аналогичного мнения придерживались и другие инженеры отделения стрелкового оружия полигона».

винтовка M14

винтовка M14

1950-ыe

В начале 1950-х, Густафсон был главным инженером подразделения стрелкового оружия. В тот период в США проводились различные работы по изучению эффективности боеприпасов стрелкового оружия, такие как отчет ORO, исследование Холла, отчет Хитчмана и другие. Стоит отдать должное американским исследователям – они подходили к процессу масштабно, обработав массу данных для получения статистически достоверной картины. В частности, авторы доклада ОРО изучили порядка 18000 участков Канады, Франции, Германии, Кореи, Северной Африки и США, пытаясь выяснить, на каком расстоянии будет замечен бегущий в атаку пехотинец среднего роста. Результат получился достаточно неожиданный – в 70% его бы заметили не раньше, чем в 300 ярдах, а в 90% случаев, не ранее семи сотен. Уже этого хватило, чтобы задаться вопросом, так ли нужна основному оружию бойца возможность стрелять «на далеко». В других исследованиях рассматривались вопросы эффективности пуль малого диаметра, но с большой начальной скоростью. Тема была не новая – уже несколько десятилетий американцы успешно использовали подобные винтовки для охоты на мелких и пугливых грызунов.

Разработка экспериментального патрона для M1

Джеральд увидел преимущество таких пуль для замены пистолетов-пулеметов и М1 Carbine и принял решение начать разработку экспериментального патрона для этой цели. В 1951 году в Aberdeen’s Ballistic Research Laboratory (BRL) Уильям Дэвис и наш герой провели серию тестов, стреляя по различным мишеням из глины. Действие скоростной малокалиберной пули показалось им весьма впечатляющим. Весной 1952 года Джеральд добился разрешения на продолжение испытаний малокалиберных высокоскоростных боеприпасов для возможной замены .30 carbine. О нем как раз в этот момент шёл поток негативных отзывов из Кореи в стиле «этот слабый тра-та-та не пробивает китайские ватники». Густафсон и Дэвис планировали разработать патрон «.22 NATO». Они построили свою концепцию вокруг пули весом 68 грейн (4,4 грамма), имеющего начальную скорость 3400 футов в секунду (1036,32 м/с).

история AR винтовки

Почему М-14 не хотели заменить

Но дальше в игру вступила бюрократическая машина. Главной проблемой исследований двух энтузиастов из Абердина был тот простой факт, что их выводы ставили под сомнение правильность концепции выбора М14 и патрона 7,62х51 мм. Между тем, с этим оружием, разрабатывавшимся уже долгие годы, были тесно связаны карьеры многих влиятельных людей. Которые вовсе не хотели в один далеко не самый прекрасный момент услышать вопрос: «а на что вы все эти годы тратили доллары налогоплательщиков?»

В результате, несмотря на полученные в ходе исследований многообещающие результаты, все работы по высокоскоростным малокалиберным боеприпасам были свернуты. Более того, все данные об этой работе в Абердине были уничтожены, а сам Густафсон переведен на авиабазу Эгланд во Флориде, где он должен был проводить испытания авиационного вооружения.

M-14 и Armalite

Однако в бюрократические игры играть умели не только сторонники М14. Одной из структур, занимавшихся вооружением пехоты, был так называемый Пехотный совет (до 1957 года официально назывался КОНАРК (Командование континентальной армии) № 3). Сидевшие там офицеры не имели отношения в программе разработки М14, зато им было важно, чтобы армия получила хорошее оружие. В 50-х начальником этого совета стал полковник Генри Нилсон. Разбирая доставшиеся ему в наследство документы, он обнаружил и копию отчета об исследованиях Густафсона – та самая бюрократия обеспечила и рассылку «всем, кому положено». Нилсон передал эти результаты своему начальнику, генералу Вайману. Но и у Ваймана недоставало «веса», чтобы бороться с многочисленными сторонниками М14. Все, что он смог – передать результаты работ «дальше». В небольшую и мало кому известную фирму «Armalite».

Впрочем, даже создать, наконец, удачный «картридж» и винтовку по него было еще недостаточно. Руководство вооруженных сил было твердо настроено продвигать М14, а неудача на испытаниях «старшей» AR-10, у которой разорвало ствол, способствовала объяснению «почему мы и слышать не хотим об очередной поделке «Armalit-а». Но, кроме армии, у США были еще и летчики…

винтовка AR-10B

винтовка AR-10B

1960-ыe

Заместитель начштаба ВВС генерал Кертис ЛеМэй был давним другом президента «Файрчайлд Эйркрафт» Ричардом Бутеллем. В 1960 его пригласили на вечеринку в честь дня рождения Бутелля, где, среди прочего, гостей развлекали стрельбой из новых винтовок «дочерней» фирмы «Armalite». Поглядев, как весело разлетаются арбузы от выстрелов AR-15, Кертис решил, что такие игрушки ему пригодятся. Но первая попытка закупить новые изделия не удалась. И тогда генерал решил сыграть по правилам бюрократов – он приказал объявить конкурс на новое «оружие для охраны периметров авиационных баз». Спецификации составляла лаборатория вооружений ВВС, а конкретно - Густафсон. И как-то так получилось, что выполнить все пожелания была способна лишь... AR-15.

Примечательно, что через несколько десятилетий образец, создаваемый в том числе «для замены пистолетов-пулеметов» совершило еще один полный круг в своем развитии. На основе ставшей известной и популярной в мире AR-платформы стали делать карабины под пистолетный патрон. Для стрелков, желающих тренироваться с АР-ками, это позволяло заметно снизить требования к необходимым для тренировок и соревнований тирам и стрельбищам. Для жителей крупных городов – очень актуальная тема, поскольку для поддержания спортивного уровня тренироваться надо много и часто, а проводить по нескольку часов по дороге на стрельбище и обратно не всегда есть желание и возможность.

Современные карабины

Благо, выбрать такой карабин сейчас легко. Например, можно взять наш NL9 Sport Edition. Отличный выбор для тех стрелков, которые не планируют собирать свой «конструктор лего», а хотят просто взять оружие из коробки – и идти стрелять. Причем долго, даже патронами отечественного производства. Разумеется, возможность «настроек под себя» тоже предусмотрена и в достаточно широких пределах.

карабин NL9 SE на базе AR-платформы

Читать так же:

Популярность AR-15 на рынке гражданского оружия России

Как тренироваться дома, чтобы метко попадать на стрельбище